Таргетированная реклама: обзор
02.11.2024Что такое дашборд и как его создать
25 сентября 202414 минут
Наглядное представление информации необходимо многим специалистам: маркетологам, аналитикам, проджект-менеджерам, владельцам бизнеса. Есть специальный инструмент для систематизации и оперативного обновления данных — дашборд.
Расскажем о том, что это такое, зачем нужен дашборд и как его создать.
Что такое дашборд
Дашборд — это интерактивная панель, на которой отображаются ключевые метрики бизнеса в понятной упорядоченной форме. Этот инструмент собирает данные из аналитических систем и другого программного обеспечения компании, обрабатывает и визуализирует их.
Дашборд сочетает в себе разные форматы представления данных: диаграммы, графики, статистику, кривые, текст. Обычно в нём есть разделы, каждый из которых имеет свою структуру и содержание.
В повседневной жизни мы часто имеем дело с дашбордами: они есть у приборных панелей автомобилей, фитнес-браслетов, мобильных приложений. В сервисах для бизнеса дашборды обычно сложнее устроены и содержат данные, которые неспециалисту будет сложно интерпретировать.
Отличия от отчёта и инфографики
Основная разница в том, что дашборд — это инструмент, которым можно управлять: настраивать показ нужных данных, менять их порядок в любой момент. Он содержит специализированную информацию, которая меняется автоматически, в зависимости от условий и произошедших событий. Например, если сайт компании за минуту посетили 10 человек, статистика на дашборде веб-аналитики обновится.
Инфографика — это способ простого и наглядного информирования. Она содержит только выбранный специалистом объём данных и обычно предназначена для широкой аудитории — клиентов, обычных пользователей, участников конференции. Например, вот инфографика с актуальными данными за период.
А вот дашборд, который обновляется в режиме реального времени и позволяет настраивать показ данных — охват, посещаемость и активность по дням и месяцам.
Особенность такого формата, как отчёт, в том, что он представляет данные за выбранный период. Он статичен — чтобы обобщить новую информацию, потребуется создать ещё один отчёт.
Для отчёта не обязательна максимальная наглядность — его часто делают в виде таблицы или текстовых блоков. Как правило, отчётами пользуются в конце важного для бизнеса периода, а дашбордами — ежедневно.
В каких сферах нужны
Дашборды используют там, где специалисты имеют дело с большим массивом данных и испытывают потребность в аналитике. Например, инструмент позволяет получать и оперативно обновлять данные о прибыли, убытках, результативности рекламы, эффективности сотрудников.
Вот несколько сфер, в которых активно применяют дашборды:
- Маркетинг. В специализированном ПО на дашбордах отображается количество показов рекламы, лидов, завершенных сделок, доход с каждого канала продвижения. Так маркетологи могут оценить эффективность площадок и пересмотреть бюджет на рекламу.
- Менеджмент. Управленческое ПО отслеживает информацию по результатам работы отделов и считает KPI. Используя интерактивные панели, руководители принимают решения: меняют бизнес-процессы, внедряют новые методы работы, премируют сотрудников, открывают новые направления и вакансии.
- Аналитические агентства. С помощью дашбордов они получают статистику по тому или иному процессу или явлению, чтобы осмыслить её и разработать рекомендации для повышения эффективности.
- IT. Инструмент позволяет отследить движение задач, состояние и характеристики разработки, например, производительность сайта, скорость загрузки страниц, найденные ошибки.
- Финансы. На дашбордах собирают актуальную информацию об экономической ситуации, балансе, движении бюджета. Так, инструмент предоставляет сотрудникам банка данные о бизнесе клиента, на основе которых они решают вопрос о кредитовании.
- Торговля. Инструмент собирает данные об обороте, продажах, прибыли по каждому каналу сбыта. Компания может сопоставить их, чтобы принять решение о масштабировании или закрытии торговой точки.
- Образование. Дашборды позволяют отслеживать прогресс каждого ученика, динамику уровня и качества обученности.
- Наука. Инструмент обобщает и обновляет экспериментальные данные. Например, в фармакологии с помощью дашбордов отслеживают результаты клинических испытаний нового препарата, в социологии — статистику ответов респондентов.
Преимущества
Достоинства дашбордов для бизнеса:
- Наглядность. Информация структурирована в едином окне и представлена в визуально удобном виде — статистики, графиков, диаграмм.
- Объединение данных. Программа выводит на дашборды информацию из разных источников. Достаточно интегрировать ПО, и вы получите нужную выборку данных.
- Детализация. Дашборды предоставляют возможность получить полную информацию в один клик. Например, если вы нажмёте на любую гиперссылку в сводном отчёте, то получите подробные сведения.
- Возможность быстро принимать решения. Глядя на дашборд, вы сможете моментально сделать выводы по показателям и внедрить распоряжения на основе актуальной информации.
- Экономия. Инструмент может заменить штат аналитиков и ассистентов, при этом выигрывая в точности и скорости работы.
- Удобство. Программы дают возможность персонализировать дашборд: использовать множество шаблонов или настраивать их по своим потребностям и вкусу.
Типы дашбордов
Стратегические. Помогают оценить возникшую в бизнесе ситуацию, найти и исправить проблемы. Часто не детализированы — демонстрируют только достижение целей и KPI. Задача такого дашборда — представить общую картину топ-менеджменту и акционерам.
Так, внедрение дашборда, отражающего степень удовлетворённости обслуживанием, позволит понять, что влияет на лояльность клиентов, и внедрить улучшения. Например, продумать новые скрипты или установить в магазин терминал самообслуживания.
Аналитические. Содержат множество информации, разделов и фильтров. Их используют руководители, чтобы вести статистику, сравнивать результаты, искать закономерности и делать выводы. Они помогают обнаружить отклонения от планируемых результатов и найти их причины.
Например, компания может создать дашборд, на котором будут подсчитываться показатели продукта: количество продаж, доля в общем товарообороте. Используя эти данные, руководитель отдела маркетинга сможет поставить задачу на активное продвижение «отстающего» товара.
Операционные. Их задача — отображать динамику данных по множеству показателей бизнеса, в том числе постоянных процессов. Такими дашбордами пользуются рядовые сотрудники, чтобы узнать актуальные данные, например, баланс на счёте или количество продукта на складе.
Пример — дашборды сервисов веб-аналитики. Они фиксируют посещаемость сайта, источники трафика, количество отказов, поведение пользователей на сайте и другие показатели. Этими данными могут пользоваться маркетологи, разработчики или веб-дизайнеры.
Как работает дашборд
Сценарий работы дашборда зависит от того, какие именно данные на нём отображаются, — то есть от специфики бизнеса. Однако общая схема выглядит так:
- В системе, к которой подключено ПО, происходит событие, например, пользователь делает заказ на сайте.
- Программы фиксируют события. Например, платёжная система проводит операцию и передаёт данные в CRM компании.
- Программная система бизнеса получает информацию. Например, из CRM данные переходят в облачное хранилище, бухгалтерское ПО и сервис сквозной аналитики. При получении новой информации массив данных обновляется.
- Сведения попадают на дашборд. После того как данные оказываются в базе, они выводятся в графическом интерфейсе. Например, на дашбордах сквозной аналитики обновляется информация о количестве сделок и сумме прибыли.
В зависимости от настроек, данные на дашбордах могут оформляться в том или ином виде. Например, если количество продаж ниже минимально заявленных, статистика подсветится красным, выше — зелёным. Это помогает специалисту заметить отклонения и принять меры.
Сервисы для создания дашборда
Популярные офисные приложения позволяют создать простой дашборд самостоятельно. Главное — настроить поля и блоки и интегрировать инструмент с источником данных.
Дашборд в Excel. Он помогает визуализировать данные из таблиц Excel. Чтобы это сделать, нужно:
- Выбрать макет дашборда. Отталкивайтесь от своих целей и от того, что конкретно нужно визуализировать. Это поможет понять, сколько блоков должно быть и каких именно.
- Собрать данные. Например, выгрузить их из других баз данных.
- Построить сводные таблицы в Excel. В них добавляют данные из предыдущего пункта. Это можно сделать через опцию «Вставка» — «Сводная таблица». Выберите для неё сведения, которые понадобятся для создания дашборда.
- Визуализировать данные. Перейдите в раздел «Конструктор» — «Изменить тип диаграммы». Вы получите графики, диаграммы и другой визуал на основе выбранных данных.
- Собрать дашборд. Переместите графики на отдельный лист, добавьте фигуры и срезы через меню «Вставка».
Дашборд в Google. Сервис Looker Studio (бывший Google Data Studio) поможет визуализировать и обновлять данные из облачного хранилища Google, его партнёров или программ с открытым исходным кодом. Чтобы создать дашборд, нужно выбрать шаблон, а затем — источники информации через меню «Создать» — «Источник данных». Так вы интегрируете инструмент с ресурсами для анализа. Этот механизм называется коннектором.
Останется только создать дашборд и настроить визуализацию.
Дашборд в Power BI. Программа Microsoft, которая содержит множество инструментов визуализации. Конструктор Power BI позволяет добавлять схемы, таблицы и графики, менять структуру и оформление дашборда. К программе можно подключать собственные источники данных через API. Однако множество интеграций может замедлять скорость работы.
Дашборд в Tableau. Сервис с похожим на Power BI набором функций и интерфейсом. Вы можете выбрать из множества шаблонов, в том числе панелей с готовыми полями для маркетинговых показателей. К сервису можно подключить практически любые программы и приложения, однако он может долго импортировать большой объём данных — до нескольких часов.
Дашборд в Platrum. Это одна из опций специальной программы для автоматизации управления. В едином окне можно собрать обновляемые показатели, необходимые для работы сотрудников, и выдать доступ для просмотра и внесения изменений.
Дашборд в Roistat. Сервис сквозной аналитики собирает данные об эффективности маркетинговых кампаний, продажах и финансовых показателях в едином окне. Достаточно интегрировать Roistat с вашим ресурсом, CRM, сервисом коллтрекинга и рекламными аккаунтами, чтобы в несколько кликов получить наглядную информацию. Дашборд можно кастомизировать.
Правила разработки эффективного дашборда
Эти рекомендации помогут создать удобный и информативный дашборд:
- Отбирайте важные данные. Лишняя и неактуальная информация будет перегружать дашборд и путать вас. Определите, какие решения вы собираетесь принимать на основе данных, выберите источники и извлеките из них наиболее важные сведения.
- Составьте понятную структуру. Поместите наиболее важные данные вверху панели, а детализацию — внизу. Продумайте способы визуализации для каждого пункта, чередуйте их. Например, статистику роста продаж лучше изобразить в виде графика, а сегментацию аудитории — круговой диаграммы.
- Продумайте оформление. Оставьте место для подписей графиков, используйте цветовую дифференциацию и разные типы виджетов. Дашборд должен акцентировать внимание на важных данных.
- Кастомизируйте дашборд. Он должен адаптироваться под потребности пользователя. Так, добавьте разные параметры отображения данных, настройте принятые в компании отчётные периоды.
Ошибки при создании
Ошибки затрудняют восприятие информации, что снижает пользу дашборда. Разберём наиболее типичные.
Слишком большой отчёт
Если в дашборде собрано большое количество данных, диаграмм и таблиц, пользователю сложнее вычленить нужную ему информацию. Неопытный специалист и вовсе может не понять, какой график ему нужно проанализировать или на какой элемент нажать, чтобы получить детализацию.
Чтобы не перегружать дашборд, создавайте его на основе ваших основных задач. Например, в отчёт о продажах по сегментам клиентской базы включите данные о социально-демографических характеристиках, количестве покупок, среднем чеке, участии в программах лояльности. Метрики посещения сайта и соцсетей компании отображать не нужно.
Непонятные названия показателей
Принимайте во внимание уровень знаний ваших специалистов и терминологию, которую они применяют. Возможно, не каждый, кто будет пользоваться дашбордом, в курсе маркетинговых показателей или знает английский язык на достаточном уровне.
Например, если с панелью будут работать начинающие специалисты, расшифруйте метрики: вместо «CPM» напишите «Цена за 1000 показов».
Плохая визуализация
Используйте логичные визуальные элементы и не смешивайте их. Например, для воронки продаж постройте конус, сужающийся от первого этапа к последнему. Используйте эту фигуру только в контексте воронки продаж. А для отслеживания динамики показателей логично использовать график с линией времени.
Примеры дашбордов и их применение
Аналитические сервисы отображают статистику на дашбордах. Так, счётчики аналитики внедряют на сайт, чтобы отслеживать трафик и делать выводы об эффективности рекламных кампаний. Они нужны как маркетологам, так и всем, кто занимается разработкой ресурса. Веб-аналитика позволяет настраивать отображение по фильтрам:
Для отслеживания результатов маркетинговых кампаний предусмотрены дашборды в VK Рекламе. Так, таргетологи, маркетологи и владельцы бизнеса могут визуализировать динамику эффективности продвижения или изучить обновляющиеся рекламные показатели:
Удваиваем ваш бюджет на первую рекламную кампанию При регистрации в VK Рекламе и первом пополнении счёта мы автоматически удвоим ваш платёж. Размер бонусов ограничен. С полными условиями акции можно ознакомиться по ссылке. Обратите внимание: платёж увеличивается только при регистрации по кнопке ниже.
Подведём итоги
- Дашборд помогает отслеживать показатели бизнеса и их динамику. В отличие от инфографики и отчётов, это динамичный формат — данные обновляются постоянно.
- Инструмент включают в себя таблицы, графики, диаграммы и другие способы визуализации — их можно выбрать при настройке.
- Дашборды различаются по степени детализации. Стратегические дашборды включают в себя основные сведения, аналитические — информацию, необходимую для того, чтобы сделать выводы, а операционные — данные для повседневного использования широкого круга специалистов.
- Дашборд помогает собрать данные бизнес-сервисов компании в едином интерфейсе. Главное — интегрировать инструменты.
- Чтобы создать полезный дашборд, нужно выбрать ключевые для бизнеса данные, продумать структуру и адаптировать панель под потребности специалистов. Серьёзные ошибки — бессистемность и попытки охватить все показатели в одном окне.