Представьте ситуацию: у вашей компании упали продажи, и у вас есть несколько гипотез, почему это произошло. Но как понять, какая причина повлияла сильнее остальных? На этот вопрос можно ответить, если провести факторный анализ.
В статье рассказываем, что значит факторный анализ, как и в каких отраслях его проводят.
Что такое факторный анализ и зачем он нужен
Факторный анализ — это статистическое исследование бизнеса. Оно помогает понять роль отдельных показателей в изменении дохода, прибыли, рентабельности предприятия.
Анализ проводят, когда нужно оптимизировать затраты, оценить продажи или маркетинговые стратегии. Метод расчётов подходит для любой сферы деятельности, в которой можно собрать качественные и количественные данные.
Например, у компании упала рентабельность. Теоретически влиять на показатель может снижение выручки, повышение издержек и другие причины. Факторный анализ покажет взаимосвязь между ними и отсечёт лишнее. Откроются слабые места в процессах, и будет проще определить приоритетное направление развития.
Кроме того, метод используют, чтобы предсказать результат работы на основе текущих данных. Допустим, вы хотите увеличить выручку. На этот показатель влияет количество продаж и стоимость продукта. Факторный анализ покажет, на что выгоднее сделать упор в настоящий момент.
Источники данных
Факторный анализ проводят на основании качественных и количественных данных за несколько отчётных периодов. В основном их берут из управленческой и бухгалтерской отчётности, например, из сведений о прибылях и убытках. Но также можно использовать информацию об активности клиентов, продуктивности персонала и многом другом. В некоторых случаях берут данные из открытых баз. Тип источника зависит от поставленной задачи.
Виды факторного анализа
Специалисты выделяют два типа анализа: стохастический и детерминированный. У каждого есть свои преимущества и недостатки, а выбор между видами зависит от конкретной ситуации и целей организации.
Детерминированный тип исследования проводят, если взаимосвязь между факторами чёткая и универсальная для любого бизнеса. Например, вы точно знаете, что изменение одного показателя всегда и в каждой организации приводит к изменению другого. При его расчёте можно использовать только реальные количественные данные.
Стохастическое исследование, напротив, учитывает случайность и неопределённость. Оно позволяет оценить вероятность того, что изменение одного фактора приводит к изменению другого. Например, вы можете использовать этот метод, чтобы оценить, как изменение спроса на ваш товар повлияет на вашу прибыль. Для расчётов подойдут такие факторы, как сезонность, конкуренция, экономические условия — всё, что теоретически влияет на спрос.
Стохастический метод применяют, когда необходимо учесть вероятностные характеристики и когда невозможно установить точные функциональные зависимости между переменными. Это более сложный вид исследования, который выполняют профессиональные аналитики. Далее мы рассмотрим модели и методы детерминированного исследования.
Модели факторного анализа
Они демонстрируют форму взаимосвязи между показателями. Вот несколько вариантов моделей.
Модели также могут быть двухфакторными и трёхфакторными. В первом случае исследуют два показателя, а во втором — три. Второй вариант помогает получить более точную картину.
Методы факторного анализа
Существует множество методов факторного анализа. В статье мы рассмотрим два самых популярных варианта.
Метод цепных подстановок
Универсальный способ, который подойдет для любой детерминированной модели и оценки сложных систем. Алгоритм заключается в том, чтобы оценивать влияние каждого фактора по очереди.
Анализ проводят так: вы берёте формулу, по которой считаете нужный показатель, например, формулу рентабельности: (Прибыль / Вложения) * 100%. Сначала вы рассчитываете значение при показателях за текущий период, а затем — подставляете в формулу данные за более ранние периоды. Затем сравниваете, как меняется показатель в зависимости от значений. Это помогает понять, какое влияние оказывает тот или иной фактор.
Метод абсолютных разниц
Этот способ более простой в вычислениях, но у него есть ограничения: он подходит только для работы с мультипликативными и смешанными моделями.
Суть в том, что вы рассчитываете два типа отклонения от результата: абсолютное (АО) и относительное (ОО).
Чтобы вычислить первое, из значения текущего периода вычтите значение прошлого — это фактическая разница.
Относительное отклонение покажет влияние абсолютного колебания на результат. Вычисляется по формуле:
ОО = (АО / Показатель) * 100%
Пример. Рентабельность компании в 2024 году оказалась в 2 раза выше, чем в прошлом. Чтобы оценить влияние факторов, компания изучила:
Расходы на продвижение. В 2024 году они составили составили 500 000 рублей, а в 2023 — 350 000.
Стоимость единицы продукта. В 2024 году — 5000, в 2023 году — 4500.
Так, можно предположить, что основное влияние на рост рентабельности оказало увеличение бюджета на рекламу.
Как провести исследование
Теперь об этапах, которые потребуется выполнить для проведения анализа.
Выберите факторы для оценки
Определите ключевые значения, которые влияют на основной показатель. Например, прибыль, выручку, себестоимость и амортизацию для оценки рентабельности. Изучите отчёты и финансовые данные прошлых периодов. Решающие факторы — обычно те, которые ранее показывали наибольшее изменение или отклонение.
Составьте формулы для расчета влияния каждого фактора
В зависимости от методов анализа можно составить общую формулу, где каждый фактор будет представлен своим значением. Формулу можно расширить для учета нескольких факторов.
Соберите исходные данные и подставьте в формулу
Здесь вам потребуются точные и проверенные данные за несколько периодов, например, шесть месяцев. В числе данных может быть объём продаж, цена за единицу товара, себестоимость одного товара и общие расходы на маркетинг.
В каких сферах можно проводить расчёт влияния факторов
Несколько примеров сфер, в которых активно применяют факторный анализ.
Управление персоналом
В сфере HR исследование будет полезным для компаний, которые хотят увеличить производительность персонала. Изучаемые факторы в этом случае: квалификация сотрудников, текучесть кадров, уровень зарплаты, продолжительность рабочего дня и обучение.
Маркетинг и реклама
Здесь оценивают, как ценообразование, рекламные кампании и сезонность влияют на объём продаж. Например, летом в компании происходит спад продаж. Анализ может выявить, выравнивается ли торговля при увеличении бюджета на рекламу.
С помощью факторного анализа можно оценивать результаты рекламных кампаний. Для этого учитывают продолжительность кампании, бюджеты, расходы на создание креативов и другие факторы.
Сфера образования
Образовательные учреждения используют метод, чтобы выявить факторы, которые влияют на успеваемость учеников. Оценивается состав учебной программы, преподаватели, время на дополнительные задания и другие моменты.
Сегмент ритейла
В этой сфере факторный анализ помогает понять, что именно влияет на количество продаж. Например, сезонность, система скидок или уровень обслуживания. В зависимости от полученных данных, торговая сеть сможет уделить больше ресурсов тому или иному способу продвижения.
Подведём итог
Цель факторного анализа — определить, какие факторы имеют больше влияния на результирующий показатель, например, прибыль или рентабельность.
Методика используется в различных отраслях, чтобы найти причины проблем с рентабельностью и доходом. Исследования также проводят, когда нужно выбрать наиболее выгодный способ увеличения прибыли.
Методы факторного анализа отличаются степенью универсальности и сложностью расчетов. Наиболее универсальный — метод цепных подстановок, а наиболее популярный и простой — метод абсолютных разниц.