Что такое образовательный контент и как его делать

18 сентября 202411 минут
Обучение клиентов — задача, которую решают не только офлайн- и онлайн-школы и университеты. Любой компании полезно выпускать образовательный или обучающий контент. Он помогает решить проблемы пользователей и подогреть интерес к компании, а значит — укрепить взаимоотношения бренда и аудитории.
Поговорим о создании образовательного контента и о том, как его использовать бизнесу.

Что такое образовательный контент?

Образовательный контент — это материалы, которые помогают пользователям разбираться в каких-либо вопросах, обучаться, формировать умения и навыки, узнавать нечто полезное.
Если развлекательный контент помогает пользователям проводить досуг, информационный — быть в курсе событий компании, а репутационный — убеждаться в надёжности бренда, то образовательные материалы помогают активно закрывать потребности пользователя. Так, написанная доступным языком инструкция позволит без труда освоить графический редактор. А гайд по стилю научит клиента сочетать вещи любимого бренда.

Зачем нужен образовательный контент?

Образовательный контент помогает компаниям:
  • Решить проблемы клиента. Если изучить свою аудиторию и её потребности, можно создать контент на актуальные темы. Например, банк может рассказать молодым клиентам, как экономить деньги, а предпринимателям — как выгодно инвестировать свои активы.
  • Повысить охваты и узнаваемость. Пользователи будут сохранять полезные обучающие материалы, репостить их и пересылать знакомым. Бренд будет на виду у аудитории — это поможет ему легче запоминаться.
  • Демонстрировать экспертность. Регулярный выпуск обучающих материалов покажет, что у вас есть опыт и экспертиза, которыми вы готовы делиться с аудиторией.
  • Проводить онбординг. Создавайте инструкции, руководства и гайды по использованию вашего продукта. Например, опишите процесс регистрации и начала работы в вашем сервисе. Так вы поможете пользователям освоиться и укрепите связь с брендом.
  • Удерживать клиентов. Например, если у вас сложный продукт и вы выпускаете для него обновления, то своевременная публикация обучающих материалов поможет клиенту усвоить новые принципы работы. В противном случае пользователь обратится к конкуренту с более простым продуктом.
  • Рекламировать продукт. Вы можете нативно встроить в образовательный контент упоминание о своём товаре или услуге. Например, в статье о том, как использовать интернет-маркетинг, можно описать возможности вашего сервиса рассылок.
  • Собрать клиентскую базу. Обучающий материал можно создать в виде лид-магнита. Предложите пользователям полезный контент в обмен на их email или другие данные. Затем вы сможете включить тех, кто оставил контакты, в воронку продаж.

Где используется обучающий контент?

Образовательный контент не подойдёт компаниям с простым продуктом или тем, кто продаёт товары повседневного спроса. Здесь лучше работать с другими видами контента, например, с продающим или информационным. Остальным организациям будет полезен образовательный контент. Его могут использовать:
  • Онлайн-школы и университеты. Доступные и интересные материалы с уклоном в практическое обучение станут демо-версией продукта. Они помогут заинтриговать пользователя, подтолкнуть его к более глубокому изучению темы, а затем — к покупке курса.
  • Разработчики программ. Образовательный контент поможет пользователям разобраться в программе, оценить её возможности и преимущества.
  • Бренды одежды и аксессуаров. Вы можете научить пользователей основам стиля, рассказать о сочетаемости вещей и использовании аксессуаров на примере вашей продукции. Так товары вашего бренда войдут в повседневную жизнь клиентов.
  • Фитнес-клубы. Материалы о том, как правильно тренироваться дома и формировать режим питания, покажут вашу экспертность и заботу о клиентах. Пользователи доверятся компании, которые заботится об их здоровье.
  • Тревел-агентства и перевозчики. Расскажите пользователям о том, как готовиться к путешествию, выбирать туры и оформлять визы, какие сувениры привезти из поездки. Вместе с тем покажите, что вы можете взять все проблемы на себя.
  • Книжные магазины. Вы можете рассказать о том, как выбирать книгу в подарок, как писать рецензию или разбираться в литературных жанрах. Совмещайте образовательный контент с вовлекающим, например, с конкурсом на лучший отзыв.
Это далеко не полный перечень. Если вам есть чем поделиться с аудиторией и чему научить её, используйте этот вид контента.
1

Основные форматы

Видео. На видеохостингах размещают онлайн-уроки, лекции, обзоры, видеоинструкции, записи вебинаров. Также можно использовать формат трансляций, или прямых эфиров, например при проведении вебинаров, интенсивов, воркшопов, конференций.
Рассылки. По email можно рассылать не только рекламные предложения, но и обучающие материалы. Например, статьи, инструкции, чек-листы, записи онлайн-мероприятий.
Статьи. Компании публикуют образовательные лонгриды в своих блогах и бренд-медиа, а также на сторонних площадках и в соцсетях. Например, ВКонтакте можно создать статью и прикрепить к ней разные медиафайлы. Такие тексты оптимизируют для поисковых систем — добавляют ключевые слова, чтобы получить органический трафик.
Подкасты. Аудиозаписи в формате диалога или монолога. В них можно интервьюировать экспертов, делиться советами, рассказывать о трендах и продуктах, помогать изучать какую-либо тему. Например, подкаст школы иностранных языков поможет пользователям не только учить новые слова и выражения, но и совершенствовать навык аудирования.
Короткие форматы. Самый популярный — посты в соцсетях. Здесь можно лаконично поделиться полезной информацией, например, составить подборку английских фразеологизмов для изучающих язык. К постам можно прикрепить наглядные материалы, например, инфографику или видео с демонстрацией какого-либо процесса.
2

Как создавать образовательный контент?

Определение ЦА. В первую очередь важно понять, для кого вы создаёте контент. От этого будут зависеть остальные шаги: от выбора площадок и тем до определения Tone of Voice. Важно понимать, какие проблемы и потребности есть у аудитории, как их поможет закрыть ваш образовательный контент.
Например, аудитория онлайн-университета — мужчины и женщины 25–45 лет, которые мечтают сменить профессию, но обладают невысоким доходом и не готовы покупать образовательную программу. Задача компании — ввести их в курс выбранной профессии, обучить азам, порекомендовать тематическую литературу. Постепенно можно углублять знания пользователей и подталкивать к мысли о том, что курсы помогут им не только устранить пробелы в обучении, сформировать практические навыки и портфолио, но и трудоустроиться впоследствии.
Поиск темы. На основе предыдущего этапа определите, о чём вы будете рассказывать аудитории. Вы можете:
  • изучить поисковые запросы по вашей теме с помощью сервисов подбора ключевых слов;
  • изучить частые вопросы, поступающие в вашу компанию;
  • проанализировать конкурентов — определить, какие их материалы вызывают наибольший интерес у аудитории;
  • исследовать тематические сообщества — выписать темы, которые собирают больше всего обсуждений;
  • провести опрос среди своих подписчиков — задать вопрос в публикации или запустить форму с голосованием.
Так, аудитории онлайн-университета можно предложить материалы на следующие темы:
  • Что нужно знать начинающему веб-дизайнеру.
  • Полезные книги для тех, кто хочет освоить веб-дизайн.
  • Как создать свой первый проект на Python.
Определение структуры. Набросайте костяк программы вашего курса или будущей статьи. Это поможет понять, о чём именно вы будете рассказывать и какой формат для этого подойдёт.
Выбор формата. Он будет зависеть от аудитории, идеи публикации и площадки. Так, ВКонтакте есть возможность публиковать контент разных форматов: посты, видео разной длительности, подкасты, статьи. На собственном сайте вы также можете размещать любые материалы, но обычно компании публикуют на нём статьи и обзоры продуктов. На видеохостингах выкладывайте ролики: ссылки на них можно будет размещать в соцсетях и на других площадках.
Переупаковывайте контент. Так, видеоинтервью можно будет перевести в текст, а длинный ролик — нарезать на истории.
Производство контента. Создавайте контент вместе со своей креативной командой. Наймите SMM-специалистов, копирайтеров, редакторов, дизайнеров. Привлекайте экспертов вашей компании, чтобы дать полезные рекомендации или показать какой-либо навык в действии. Обязательно вычитывайте тексты: ошибки, опечатки, бессодержательные фрагменты заставят аудиторию усомниться в вашем профессионализме.
Если вы снимаете видео, на первых порах можно обойтись камерой мобильного телефона, простой кольцевой лампой со штативом и белым ватманом в качестве фона. Затем вы сможете обзавестись профессиональным оборудованием.
Публикация. Размещайте контент на своих площадках во время пиковой активности аудитории. Определите, когда пользователи проводят время в соцсетях, чтобы публикация появилась в ленте в нужный момент. Для этого учитывайте геолокацию пользователей, тип их занятости. Так, офисные сотрудники чаще появляются в сети до 9:00 и после 18:00 — до начала рабочего дня и после его окончания.
Аналитика. Отслеживайте реакции на ваш контент. ВКонтакте можно мониторить количество отметок «Мне нравится», комментариев и репостов. Эффективность вебинара можно оценить по количеству регистраций на мероприятие и оставленных после трансляции заявок. Результаты рассылок оценивают также по заявкам и данным, оставленным в обмен на лид-магнит.
О том, как работать с последними, читайте в статье «Зачем бизнесу лид-магниты: идеи и советы».
Изучите комментарии, чтобы понять, чего не хватает пользователям и что бы они хотели узнать ещё. Это даст вам идеи для новых публикаций.

Примеры образовательного контента

Онлайн-университет Skillbox регулярно публикует обучающие материалы для будущих IT-специалистов.
3
Интернет-магазин одежды даёт рекомендации по стилю.
4
Экосистема для продвижения бизнеса в социальных сетях регулярно публикует обучающие посты, статьи, видео и другие форматы.
5

Подведём итог

  • Образовательный контент нужен, чтобы обучать пользователей, формировать у них полезные навыки, помогать разбираться в сложном продукте. Компаниям он помогает демонстрировать экспертность и укреплять связь с аудиторией.
  • Обучающий контент полезен компаниям, которые продают сложный продукт, дорогие услуги, а также любому бизнесу, который может поделиться с аудиторией полезной информацией.
  • Обучающие материалы можно использовать как лид-магниты, чтобы собрать данные клиентов и вести их по воронке продаж.
  • Перед тем как создавать образовательный контент, изучите свою аудиторию. Отталкивайтесь от её потребностей и интересов, площадок, на которых клиенты проводят время, и предпочитаемых форматов контента.
Фоновое изображениеФоновое изображение

Время практиковаться

Примените рекомендации в своём сообществе.

Перейти
Перейти в сообщество ВКонтакте

Полезные материалы по теме

Как создавать хештеги ВКонтакте
Статья5 минут

Как создавать хештеги ВКонтакте

19.09.2024
Что такое сторителлинг
Статья14 минут

Что такое сторителлинг

19.09.2024
Как бизнесу использовать VK Клипы
Статья6 минут

Как бизнесу использовать VK Клипы

19.09.2024
Как создавать продающий контент в сообществе
Статья10 минут

Как создавать продающий контент в сообществе

19.09.2024
Как использовать опросы ВКонтакте
Статья7 минут

Как использовать опросы ВКонтакте

19.09.2024
Как оформить сообщество ВКонтакте
Статья15 минут

Как оформить сообщество ВКонтакте

19.09.2024
Как сделать NFT-аватар ВКонтакте
Статья10 минут

Как сделать NFT-аватар ВКонтакте

19.09.2024