Регистрация и маркировка рекламных объявлений — обязательное условие соблюдения новых требований закона «О рекламе». Чтобы автоматизировать процесс, Роскомнадзор утвердил список специализированных сервисов — операторов рекламных данных, или ОРД.
Разберёмся, как должна быть организована работа с рекламой и ОРД.
Что такое ОРД
Оператор рекламных данных — это система, в которую подают данные об участниках рекламного контракта и характеристиках объявления. Её задача — направлять информацию в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — базу данных Роскомнадзора.
В 2022 году ОРД работали в экспериментальном режиме, но с 1 сентября 2022 года маркировать рекламу обязаны все: компании, ИП и физлица. В цепочку включены рекламодатели, исполнители и рекламные площадки.
Список операторов рекламных данных
На данный момент Роскомнадзор одобрил следующих операторов рекламы:
«Лаборатория разработки» от Сбера.
«Яндекс Оператор Рекламных Данных» от Яндекса.
«ВК Рекламные технологии» от VK.
«ОЗОН ОРД» от маркетплейса Ozon.
«МедиаСкаут» от МТС.
«Первый ОРД» от ПАО ВымпелКом.
«ОРД-А» от платформы Амбердата.
Перечень не окончательный — со временем могут добавиться новые зарегистрированные операторы. Вы можете выбрать любой ОРД или работать с несколькими одновременно. Часто это необходимо, если вы размещаете рекламу на разных площадках.
Если вы публикуетесь на площадках рекламной сети VK в качестве прямого рекламодателя, вам не придётся самостоятельно передавать информацию ОРД. Достаточно заполнить юридические данные о вашей компании в личном кабинете, согласиться на обработку персональных сведений и принять оферты рекламной системы и ОРД.
Рекламные системы VK технологически взаимодействуют с ОРД VK: они передадут заполненную информацию. ОРД назначит объявлению маркировку и подаст сведения в ЕРИР. Если участников рекламной цепочки больше, сведения в ОРД нужно подавать о каждом из них.
Чтобы зарегистрировать объявление на других площадках, можно воспользоваться услугами других платформ. Вы можете протестировать разных операторов, чтобы выбрать наиболее удобный.
С ОРД может работать рекламный подрядчик или сам рекламодатель. Если вы пользуетесь услугами подрядчика, закрепите за ним эту обязанность в договоре.
Процесс взаимодействия с ОРД VK
Процесс взаимодействия зависит от от роли участника, цепочки действий и формата взаимодействия. Оператор рекламной системы VK (myTarget, ВКонтакте, VK Реклама, маркет-платформа) автоматически передаёт данные в ОРД между собой и своим заказчиком:
договор;
креативы;
статистику;
акты.
Если вы прямой рекламодатель, понадобится только корректно заполнить юридические данные на уровне кабинетов.
Агентству нужно самостоятельно передавать акты между собой и своим заказчиком. Если в рекламную цепочку входят только рекламодатель и агентство, это можно сделать в разделе «Отчёты для ОРД» в VK Рекламе. При более длинных цепочках каждому последующему участнику нужно подать договор и акт в ОРД.
Если вы владелец/администратор сообщества ВКонтакте и размещаете в нём рекламу, необходимо самостоятельно подавать все данные в ОРД.
Рассмотрим несколько вариантов действий с участниками рекламной цепочки: Рекламодатель (РК) — Рекламное агентство (РА) — Оператор рекламной системы (ОРС).
Варианты подачи актов:
В этом случае между РК и РА будет одно закрытие одним бухгалтерским актом всех работ по двум рекламным площадкам. Один общий акт можно заполнить в витрину ОРД.
Количество закрывающих актов в ОРД должно соответствовать количеству «живых» актов.
Здесь рекламное агентство подаёт весь пакет документов сразу в ОРД. В отличие от витрины Отчеты для ОРД в VK Рекламе, при подаче документов напрямую агентству придётся заполнять повторно все юридические данные об участниках цепочки.
Если связка РК — РА закрывает работы по одному договору двумя бухгалтерскими актами (разделяя их по площадкам), то и в ЕРИР нужно подавать два акта. Их также разделяют по работам в рамках двух площадок.
Количество закрывающих актов в ОРД должно соответствовать количеству «живых» актов.
Как зарегистрировать рекламу в ОРД
Регистрация рекламы в ОРД проходит в несколько этапов. Платформа VK упростила процесс передачи данных ОРД. Все необходимые действия можно выполнить в личном кабинете VK Рекламы. Подробности — в гайде «Работа с ОРД VK».
Если же вы работаете с ОРД VK напрямую, нужно добавлять информацию о контрагентах и договорах в соответствующих вкладках.
Для тестирования кабинета доступна «песочница ОРД», в которой можно оценить функционал сервиса. Авторизуйтесь в ней через «песочницу» MyTarget. В тестовом окружении ОРД можно заводить любые данные и цепочки — система не отправит данные в ЕРИР.
Рассмотрим схему для оператора рекламных данных VK.
Авторизация в ОРД VK
Чтобы воспользоваться ОРД VK, можно авторизоваться по почте, воспользоваться аккаунтом myTarget или войти через свой VK ID. Во втором и третьем случае юридическая информация автоматически «подтянется» из рекламного аккаунта, который вы использовали для регистрации.
Данные заполняют так:
Информацию можно завести только в указанной последовательности. Так, подать сведения по содержанию креатива без данных о договоре не получится. То же самое с заведением договора — сначала нужно добавить контрагентов.
Создание контрагента
Добавьте контрагента, с которым вы заключаете договор. Необходимые данные:
ФИО контрагента;
его роль;
тип (статус) — например, физическое или юридическое лицо;
номер телефона и(или) ИНН.
Сохраните данные.
Создание договора
Предоставьте ОРД данные договора о размещении рекламы. Вы будете заключать его с подрядчиком или напрямую с рекламной площадкой. Платформа запросит:
серийный номер договора;
тип договора;
данные о клиенте;
данные о подрядчике;
предмет договора;
действия подрядчика;
дату подписания;
сумму сделки.
Сканы договора не нужны — только перечисленные выше данные. Обратите внимание: по закону «О рекламе» ОРД требует данные документа всегда. Даже если вы публикуете рекламу по бартеру или безвозмездно, составить договор необходимо.
Создание креатива
Креатив — это любой формат, который входит в рекламную публикацию. А именно: изображения, текст, анимация, видео, баннер. Креатив заводят после того, как добавили контрагентов и договор между ними.
Если вы планируете запускать в рекламе часть видео, ОРД должен получить его полноформатный вариант. Во вкладке «Создание креатива» введите:
название;
договор — выберите его из выпадающего списка;
ОКВЭД (один или несколько);
описание целевой аудитории;
тип креатива — в выпадающем списке;
тип рекламной кампании — в выпадающем списке;
ссылка на рекламируемую страницу;
ссылки на внешние ресурсы, на которых хранятся рекламные материалы.
Когда ОРД получит сведения, он промаркирует рекламу — то есть сгенерирует для неё уникальный токен. Все данные, включая токен, оператор рекламных данных передаст в ЕРИР.
После маркировки рекламы ОРД в витрине работы с креативом отобразится токен.
Его нужно будет разместить на креативе или в тексте рекламы или добавить в ссылку по аналогии с UTM-меткой.
В рекламной публикации необходимо указать:
пометку «Реклама» и сведения о рекламодателе — его наименования и ИНН;
идентификатор (токен).
ВКонтакте этого делать не нужно — токен и необходимые данные система внедрит автоматически. Для пользователя это будет выглядеть так:
Создание акта
В этот раздел нужно вносить информацию из вашего акта или другого бухгалтерского документа, подтверждающего оплату услуг.
В ОРД VK выберите договор по серийному номеру и нажмите на «Создать акт»:
В открывшейся форме укажите:
номер акта;
роль клиента;
роль подрядчика;
дату выставления;
сумму;
даты начала и окончания периода показа рекламы.
Это нужно сделать в течение 30 дней за тем месяцем, в котором реклама показывалась пользователям. Так, если её размещали с 1 по 14 сентября, подать данные необходимо до 30 октября.
Если размещение длится больше месяца, то обновлённую статистику необходимо подавать ежемесячно. Учтите: подача данных по статистике в ОРД ВК привязана к подаче актов.
Если вам нужно подать статистику по креативу за прошедший месяц, подайте Нулевой акт со статистикой. В названии можно указать «Временный акт», в суммах — 0. Затем заполните статистику, выбрав креатив (пример на скриншоте).
Статистику подают по выбранному креативу с указанием площадки, где он размещался.
Пример: объявление «висело» в сети с 18 апреля по 7 мая. Отправить данные ОРД нужно будет дважды:
до 30 мая — за срок 18–30 апреля;
до 30 июня — за срок 1–7 мая.
Можно ли публиковать рекламу без участия ОРД
Обязанность ОРД — маркировать рекламу. По новым требованиям закона, это нужно делать практически для всех видов рекламы: таргетированной, медийной, контекстной, тизерной, баннерной. Под действие закона подпадают промопосты в соцсетях, все типы аудио-и видеообъявлений, рекламные публикации в формате карусели.
Признанием информации рекламной занимается ФАС. Антимонопольная служба выпустила разъяснения к тому, что считается и не считается рекламой. Так, к рекламе не относится:
справочно-информационные и аналитические материалы;
информация о товарах, размещённая на площадках продавца (кроме случаев, когда какому-то товару уделяется большее внимание;
органичная интеграция — упоминание товара в контексте без подчёркивания его свойств и положительного отношения блогера или другого автора.
То, что не относится к рекламе, по закону считается информационным материалом. Данные о них не нужно предоставлять ОРД.
Согласно п.15 ст. 14.3 КоАП РФ, если нарушить правила передачи данных о рекламе в ОРД, грозят штрафы:
от 10 000 рублей до 30 000 рублей для физлиц;
от 30 000 рублей до 100 000 рублей для должностных лиц;
от 200 000 рублей до 500 000 рублей для юридических лиц.
Суд может назначить наказание, если вы предоставите ОРД некорректные или неполные сведения о рекламе или не предоставите никаких данных. Такие же взыскания грозят тем, кто отправляет данные невовремя или не указывает в рекламе полученный от ОРД токен. VK позволяет избежать таких проблем: вы можете указать автоматическую отправку данных в VK Рекламе, а система самостоятельно внедрит токен в объявление.
Подведём итоги
Оператор рекламных данных — уполномоченная организация, через которую все участники рекламного рынка передают необходимую информацию в ЕРИР. Через ОРД получают идентификаторы (токены) для рекламных креативов.
Работать с ОРД может любой участник рекламной цепочки. По закону, каждый должен отчитаться за свою часть работы. Как вариант — поручить эту обязанность другому контрагенту, зафиксировав её в договоре.
В ОРД нужно передавать сведения о контрагентах, реквизиты договора, креативы, данные о рекламных площадках, акты, даты показов и статистику просмотров рекламы.
У ВКонтакте есть собственный ОРД. Он позволяет промаркировать рекламу, которая размещается через рекламные платформы VK. Достаточно внести данные в личном кабинете, а платформа возьмёт на себя все технические процессы.
Узнайте больше об ОРД VK
Получайте токены для креативов и передавайте информацию о кампаниях в Единый реестр интернет-рекламы быстро и бесплатно.