Маркировка интернет-рекламы: отвечаем на вопросы
29.11.2024Инструкция по работе с ОРД VK
1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе». Теперь каждое объявление должно иметь идентификатор и пометку «Реклама», а в течение месяца после открутки кампании рекламодателю необходимо передавать информацию о кампании, участниках цепочки распространения рекламы и условиях, на которых она показывалась, в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Для этого перед размещением объявлений нужно зарегистрироваться у одного из операторов рекламных данных (ОРД). В списке ОРД Роскомнадзора есть ОРД VK («ВК Рекламные Технологии»), которым проще всего пользоваться при размещении рекламы в сервисах VK.
В этой статье поговорим подробнее о том, какую рекламу необходимо маркировать, как участникам цепочки использовать ОРД и что нужно учитывать при работе с ОРД VK.
В этой статье поговорим подробнее о том, какую рекламу необходимо маркировать, как участникам цепочки использовать ОРД и что нужно учитывать при работе с ОРД VK.
Информация по кампаниям хранится в Едином реестре интернет-рекламы — ЕРИР, а её передача идёт через операторов рекламных данных. Свой оператор рекламных данных есть и у VK. Рассказываем, как им пользоваться.
Какая реклама подлежит маркировке
Для начала разберёмся, что такое маркировка.
Маркировка — это присвоение токена (уникального идентификатора) рекламному креативу). В этом случае контролирующий орган — Роскомнадзор. Наличие пометки «Реклама» и информации о конечном рекламодателе на каждом креативе контролирует ФАС.
Токен представляет собой буквенно-цифровой код, который указывается в формате: «erid: XXXX», где XXXX — это токен. Он генерируется в ОРД и автоматически помещается в AdChoice — меню под тремя точками в углу объявления. Также токен может быть прописан в ссылке, в тексте поста или поверх видеоролика.
Маркировке подлежит любая интернет-реклама — от баннеров и промопостов до видеоформатов и подкастов. Но есть несколько исключений.
- Вы таргетируетесь на аудиторию за пределами России: например, ваши покупатели — из Беларуси или Казахстана. Но если вы представитель иностранной компании и рекламируетесь на аудиторию внутри РФ, то маркировка нужна.
- Вы рекламируете собственный продукт в push-уведомлениях, СМС- и email-рассылках. Но если в рассылке появляется реклама третьих лиц, маркировать её нужно.
О том, как отличить рекламу от нерекламы, можно подробнее узнать из памятки Федеральной антимонопольной службы. Также ознакомьтесь с карточками ФАС о рекламе через розыгрыши и призывы подписаться на сообщество.
Как работают ОРД
Согласно последним поправкам в Федеральный закон «О рекламе», до запуска кампании необходимо передавать в ЕРИР креативы, токены, а также информацию об участниках рекламной цепочки и договорах. Каждый месяц нужно подавать статистику за предыдущий и живые бухгалтерские акты по рекламным расходам, если таковые имеются. Это необходимо делать в течение 30 дней.
Подача статистики в ОРД ВК привязана к актам. Если фактически бухгалтерский акт ещё не закрыт, для передачи статистики в ОРД ВК следует передавать нулевой акт, подписав его «Временный акт».
В конце декабря появился раздел «Статистика». Пока он имеет ограниченный функционал: в витрине раздела можно подавать данные по статистике в трёх случаях:
- Предоплатные размещения. Например, кампания длится с января по март. Январь закрывается актом с оплатой за все три месяца и отправкой статистики за прошедшие 30 дней. В конце февраля и марта нужно подавать уже только статистику по креативу.
- Блогерские публикации. В случае, когда публикация остается размещённой бессрочно, по текущему закону нужно отправлять обновленную статистику.
- Размещение саморекламы. В этом случае нет необходимости заводить акт, так как не предоставляются финансовые услуги, но необходимо подавать статистику.
Рекламодатель не может передавать информацию в ЕРИР напрямую — только через операторов рекламных данных — ОРД. Чтобы пользователи могли и дальше проводить кампании, не нарушая закон, компания VK разработала собственный ОРД.
Если вы запускаете кампании через VK Рекламу, myTarget, Рекламный кабинет или Маркет-платформу ВКонтакте, то пометки «Реклама» и токены будут проставляться автоматически. Но это произойдёт только при условии, что на уровне рекламных кабинетов юридические данные рекламодателя или агентства заполнены корректно.
Что делать, если вы пользователь кабинетов VK Рекламы, myTarget или ВКонтакте
Если вы размещаете рекламу через сервисы, принадлежащие VK, ваша задача — заполнить данные и принять оферты в личном кабинете.
Следуйте инструкциям в личном кабинете, чтобы заполнить все необходимые поля.
— Физическим лицам: укажите ИНН, ФИО в настройках. ИНН можно легко узнать на сайте ФНС России. — Агентствам: укажите ИНН, ФИО или наименование юридического лица, номер договора с рекламодателем в разделе «Бюджет». ИНН доступен на сайте ФНС России. — Клиентам агентств: мы рекомендуем связаться с вашим агентством, чтобы внести данные — ИНН, ФИО или наименование юридического лица, номер договора с агентством. Эта информация нужна для соблюдения закона «О рекламе», если вы не добавили данные в кабинет, реклама не запустится.
Кто должен передавать данные в ОРД
По закону, передавать информацию в ОРД должны все участники цепочки — рекламодатель, посредники (агентства, фрилансеры) и рекламораспространитель (площадка размещения, блогер).
Если вы прямой рекламодатель и запускаете кампании через одну из рекламных платформ VK, сервис будет автоматически передавать в ЕРИР данные о креативах и статистику по кампаниям — не нужно заходить в ОРД VK и что-то делать дополнительно.
Если рекламодатель работает через агентство, участникам необходимо на уровне агентских и клиентских кабинетов заполнить юридические данные и внести информацию по договору между агентством и клиентом. ОРС передает информацию по договору между собой и заказчиком и регулярно отправляет данные по статистике размещаемых креативов.
Если есть финансовое закрытие, агентство должно передать данные между собой и заказчиком и может сделать это в ОРД или воспользоваться витриной «Отчеты для ОРД ВК» в рекламном кабинете.
Как подать информацию в ОРД VK
Если вы агентство и запускаете таргетированную рекламу через один из кабинетов VK
До запуска кампании необходимо:
- внести юридические данные о рекламодателе и договоре в агентском кабинете.
Если кампания завершилась в прошлом месяце и готовы бухгалтерские закрывающие документы, нужно:
- передать информацию по рекламным расходам, указанным в бухгалтерских актах. Количество актов, поданных в ОРД должно соответствовать количеству живых актов.
Если в конце месяца кампания продолжается и закрывающих бухгалтерских актов нет, не нужно ничего передавать в ОРД. Статистику по креативам рекламная система передаёт автоматически.
В VK Рекламе агентствам доступна витрина «Отчёты». С её помощью можно создавать акты и отправлять их в ОРД. Витрина формируется 15-го числа каждого месяца.
Вкладка «Отчёты для ОРД» находится в кабинете VK Рекламы в разделе «Бюджет». Отправка отчёта происходит только один раз и только целиком. Если часть данных не заполнена, то отчёт никуда не уйдёт, и вы увидите сообщение об ошибке. Если отправка прошла успешно, на экране появится соответствующее уведомление.
Если вы запускаете рекламные кампании не через ресурсы VK
Используйте ОРД VK, если размещаете саморекламу в сообществе ВКонтакте, заказываете рекламные посты у блогеров, публикуете баннер на чужом сайте или обращаетесь к другим рекламным сервисам.
В ОРД VK можно авторизоваться одним из трёх способов:
- через VK ID;
- через кабинет myTarget;
- с помощью электронной почты.
Дальнейший алгоритм действий таков: заполнить информацию о контрагентах, по которым вы отчитываетесь ➝ завести договор(ы) ➝ завести креативы.
По итогу размещений или для подачи статистики — завести акты.
Чтобы протестировать все возможности ОРД VK, вы можете воспользоваться демо-версией кабинета. Она ничем не отличается от обычного кабинета, за исключением того, что не отправляет данные в ЕРИР.
Подведём итоги
- Любая реклама в интернете должна маркироваться, а информация о ней — передаваться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). И маркировка, и передача информации осуществляются только через операторов рекламных данных (ОРД).
- Если вы продвигаете бизнес через кабинет VK Рекламы или другие рекламные сервисы VK, оператор маркирует рекламные креативы автоматически при условии, что юридическая информация заполнена. Он присваивает им обязательную метку «Реклама» и токен — цифро-буквенный идентификатор.
- По завершении каждого месяца кампании необходимо передавать статистику в ЕРИР. При работе в рекламных системах VK, сервис делает это самостоятельно.
При работе с другими рекламными платформами, если кампания не завершена, в ОРД заполняют нулевой по сумме акт. Если кампания завершилась и есть итоговое бухгалтерское закрытие, необходимо полностью заполнить акт в ОРД VK.
Узнайте больше об ОРД VK
Получайте токены для креативов и передавайте информацию о кампаниях в Единый реестр интернет-рекламы быстро и бесплатно.