Как работает маркировка интернет-рекламы

29 ноября 202412 минутПодборка: Маркировка интернет-рекламы
1 сентября 2022 года в РФ вступил в силу новый закон № 347-ФЗ о поправках в Федеральный закон «О рекламе». С этого дня всю интернет-рекламу в России необходимо маркировать, а отчётность по ней передавать в ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы) через операторов рекламных данных (ОРД). В VK есть свой оператор — ОРД VK.
Во избежание штрафов с 1 сентября 2023 за нарушение законодательства о рекламе (от 10 тыс. до 500 тыс. рублей) необходимо в настройках личного кабинета заполнить и (или) проверить следующую информацию: ИНН, ФИО или наименование юрлица, контактный телефон. Для работы с агентским кабинетом, помимо информации выше, необходимо проверить ещё и договор с клиентом. Пожалуйста, будьте внимательны при заполнении и (или) проверке всей перечисленной информации.
Закон распространяется на всех участников рекламной цепочки:
  • рекламодателей,
  • распространителей рекламы,
  • операторов рекламных систем,
  • рекламных агентств и фрилансеров.
Для комфортного изучения темы мы собрали основные термины в словарик.
Полезный словарь по маркировке интернет-рекламы
  • Маркировка — это присвоение токена.
  • Токен — уникальный идентификатор, который представляет собой буквенно-цифровой код.
  • Пометка — указание пометки «Реклама» и информации о конечном рекламодателе.
  • Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — система учёта интернет-рекламы, созданная Роскомнадзором. Здесь хранятся сведения о рекламе, собранные всеми участниками рекламного рынка.
  • Оператор рекламных данных (ОРД) — уполномоченная организация, через которую все участники рекламного рынка передают необходимую информацию в ЕРИР, а также получают идентификаторы (токены) для рекламных креативов.
  • Оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы: например, VK Реклама, myTarget и рекламный кабинет ВКонтакте.
  • Рекламная система — один из видов рекламораспространителей.
  • Рекламодатель — изготовитель или продавец товара или иное лицо, определившее объект рекламирования и/или содержание рекламы.
  • Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы.
  • Рекламное агентство — организация, специализирующаяся на разработке, создании и размещении рекламного продукта.
  • Роскомнадзор (РКН) — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В этой статье расскажем, что такое маркировка интернет-рекламы, как и кому передавать отчётность, какие существуют цепочки передачи данных и другие детали.

Что такое маркировка и пометка

Маркировка — это присвоение токена. Токен — уникальный идентификатор, который представляет собой буквенно-цифровой код.
Важно: токены выдают на рекламный креатив. Это значит, что вы не можете получить токен на всю рекламную площадку или на бренд.
Токен находится в кликовой ссылке:
/?erid=токен
Для форматов без кликовых ссылок (например, видео) рекомендуется размещать идентификатор в начале и (или) поверх видеоролика текстом в формате «erid: XXX» или в выпадающем меню объявления.
Пометка — указание пометки «Реклама» и информации о конечном рекламодателе.
Сведения о маркировке находятся в меню AdChoice — иконка с тремя точками в правом верхнем углу объявления.
1
К маркировке и пометке относятся:
  • пометка «Реклама»;
  • информация о рекламодателе и (или) его сайте на креативе;
  • идентификатор (токен).

Что нужно маркировать

Необходимо маркировать:
  • все форматы диджитал-рекламы;
  • саморекламу в своём блоге или паблике на своей платформе;
  • рекламу постов в пабликах или в сообществах.
Не нужно маркировать:
  • email-рассылки;
  • push-уведомления;
  • рекламу в составе теле- и радиопередач, которая показывается в интернете без изменений, по сравнению с первоисточником.
Подробнее разберём тему саморекламы.

Самореклама: как определить и маркировать

Самореклама — это размещение материалов рекламного характера, которые подразумевают рекламирование собственных товаров и услуг на собственных площадках.
2
Разъяснения ФАС о саморекламе
«Однако, если какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нём даётся избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, есть призывы приобрести товар, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент может быть признан рекламой, в таком случае на неё распространяются нормы статьи 18.1 Закона о рекламе.»
Полный текст доступен по ссылке.
Важно отличать посты с саморекламой и посты с информацией о своей деятельности.
Пост с саморекламой должен маркироваться. Укажите пометку «Реклама», сведения о рекламодателе (наименование + ИНН) и токен (erid: xxx).
По этому посту необходимо передать в ЕРИР креатив и договор (выберите в типе договора «Самореклама»).
Для поста с информацией о своей деятельности маркировка не требуется и передавать данные в ЕРИР не нужно. Пример такого поста — анонс новой VK Капсулы Нео в сообществе «Маруся».
Маруся
Подробнее рассмотрим процесс подачи данных в ОРД VK по саморекламе.

Как передать данные по саморекламе в ОРД VK

Для передачи данных по саморекламе в ОРД VK не нужно подавать акт и важно выбрать правильные роли. Процесс состоит из четырёх шагов:
  1. Завести контрагента.
  2. Завести площадку, на которой размещался пост.
  3. Завести договор.
  4. Завести креатив.
3
Важно: реклама своего продукта или услуги через ОРС (например, Рекламный кабинет ВКонтакте) не является саморекламой.
4
Самореклама подразумевает рекламу собственных товаров и услуг на собственных площадках. Но в этом примере между клиентом и ОРС VK заключён договор. Следовательно, Роскомнадзор не будет считать это саморекламой.
5

Как передать данные в ЕРИР

На первом этапе находятся рекламодатель, рекламное агентство или фрилансер, а также распространитель рекламы: сайт, социальная сеть или приложение, в котором размещается реклама.
Допустим, они работают на рекламных платформах (VK Реклама, myTarget или Рекламный кабинет ВКонтакте).
В ОРД креативы маркируются и регистрируются, а затем передаются в ЕРИР.
6

Сроки подачи данных

Срок подачи актов — 30 дней от конца текущего месяца. Необходимо отчитываться каждый месяц и отправлять данные в течение 30 дней.
7
До запуска кампании необходимо:
  1. Завести в ОРД контрагентов, договор и креативы. Рекламные платформы VK автоматически маркируют креативы, поэтому их не нужно повторно подавать в ОРД.
  2. В рекламном кабинете внести данные о рекламодателе и договоре (для агентских кабинетов).
Например, рекламная кампания проходит с 1 июня по 1 июля.
Что необходимо сделать с 1 июля, когда кампания завершится:
  1. Заполнить акты в ОРД.
  2. Заполнить акты в рекламном кабинете или подать черед ОРД (для агентств).
Если рекламная кампания идёт больше 30 дней
Например, рекламная кампания идёт больше 30 дней. Как тогда передавать данные.
8
Действия до запуска кампании не меняются.
Когда прошло 30 дней со старта кампании, начинается первый отчётный период:
  • Можно передать в ОРД нулевой акт с данными статистики, если кампания будет закрываться другим месяцем.
  • Заполнить акты в рекламных платформах VK (для агентств).
Ещё через 30 дней наступает следующий отчётный период. Вам необходимо:
  1. Выставить конечный акт в ОРД.
  2. Заполнить акты в рекламном кабинете (для агентств).

Опция для агентств — витрина «Отчёты» для ОРД в VK Рекламе

Агентства могут использовать витрину «Отчёты» для ОРД, чтобы подавать информацию по договорам между с клиентами. Витрина формируется 15-го числа каждого месяца.
Как работать с витриной «Отчёты»
  1. В выпадающем меню выбираете месяц, за который хотите подать информацию.
  2. В столбце «Акты» нажимаете на «+».
  3. Заполняете информацию по акту.
  4. Когда вы заполните акты по клиентам, нажмите кнопку «Отправить в ОРД». Данные поступят в ОРД, а оттуда — в ЕРИР.
Обратите внимание:
  • Сейчас происходит массовая отправка всех актов. Если по клиенту были размещения и акт не приложили, то нельзя будет отправить остальные заполненные.
  • На данный момент нет опции удаления актов. Однако данные можно скорректировать и указать сумму 0.
9
Теперь пошагово расскажем, как пользователям рекламных систем VK грамотно работать с интернет-рекламой.

Пошаговые инструкции по работе с интернет-рекламой

Шаг 1. Примите оферту в рекламном кабинете. Уведомление будет показываться при старте работы.
Шаг 2. Корректно заполните данные в кабинетах:
Физическим лицам: укажите ИНН, ФИО в настройках. ИНН можно легко узнать на сайте ФНС России. — Агентствам: укажите ИНН, ФИО или наименование юридического лица, номер договора с рекламодателем в разделе «Бюджет». ИНН доступен на сайте ФНС России. — Клиентам агентств: мы рекомендуем связаться с вашим агентством, чтобы внести данные — ИНН, ФИО или наименование юридического лица, номер договора с агентством. Эта информация нужна для соблюдения закона «О рекламе» и будет передаваться в ЕРИР. Если вы не добавили данные в кабинет, реклама не запустится.
Важно: кабинет прямого рекламодателя предполагает, что вся реклама, которая из него выходит, направлена на продвижение владельца кабинета. Поэтому физическое лицо не может размещать рекламу от юридических лиц в кабинете прямого рекламодателя.
Я физлицо и работаю с ООО «Ромашка». Как мне теперь вести клиентов?
Что делать физическому лицу: заключить договор → завести рекламный кабинет на юрлицо → юрлицо даст доступ своему сотруднику в кабинет для размещения рекламы.

Рекламные цепочки

Разберём, какие данные необходимо передавать в разных ситуациях, чтобы цепочки корректно учитывались в ЕРИР.
Важно: все участники цепочки должны ответственно подходить к заполнению и передаче необходимых данных в ОРД, чтобы они корректно передавались в ЕРИР.

Цепочка 1

Цепочка 1 — самый простой сценарий. В нём есть прямой рекламодатель и ОРС (например, VK Реклама). Между ними создаётся уникальный договор, и рекламодатель на уровне прямого рекламного кабинета заполняет свои данные. После размещения рекламы ОРС передаёт информацию по договору, креатива, токенам и актам.
12
Рекламные платформы VK технологически взаимодействуют с ОРД VK, и информация передаётся в ОРД VK при условии, что в рекламном кабинете Рекламодатель корректно заполнил все необходимые сведения. Дополнительно передавать данные в ОРД прямому рекламодателю не нужно. Для него процесс работы не меняется с момента вступления в силу закона.

Цепочка 2

В цепочке 2 от двух и более участников. Подробную передачу данных между участниками можете отследить по схеме.
13
Сначала все участники должны передать номер договора и ИНН рекламодателя — это основа, на базе которой учитываются все данные в ЕРИР. Так создаётся первый уникальный договор рекламодателя с РА1, как и договоры между следующими участниками цепочки.
14

Цепочка 3

Если РА 1 не хочет самостоятельно передавать данные в ОРД, оно может поручить любому участнику цепочки отчитывать и передавать данные в ОРД. Необходимо оформить документы и передать все данные по первичному договору следующему участнику цепочки.
15
Вы можете работать с одним или несколькими ОРД. Если вы корректно заполняете данные, и все участники цепочки вносят информацию по ИНН, рекламодателю и номеру первичного договора, то не имеет значения, в какой ОРД передаются данные. Все они будут учтены в ЕРИР.

Как работать с ОРД VK

1. Авторизуйтесь на официальном сайте и перейдите в кабинет. Внутри вы увидите очень простой кабинет и 5 вкладок, в которых нужно работать: контрагенты, договоры, креативы, площадки и акты.
16
2. Создайте контрагента.
3. Создайте договор между контрагентами.
17
4. Заведите креатив.
18
5. После размещения оформите акт и передайте информацию о выполненной работе.

Что делать, если в ЕРИР нет данных

Если в ЕРИР нет данных, причин может быть несколько:
  • Вы зашли в ЕРИР под организацией, которая не указана в актах.
  • Не заполнены обязательные поля в ОРД, поэтому данные не поступили в ЕРИР.
  • Технический сбой.
Обратите внимание: чтобы проверить данные, необходимо получить доступ к личному кабинету организации на Госуслугах. Добавлять сотрудников может только руководитель или администратор. У приглашаемого сотрудника должна быть подтверждённая учётная запись на Госуслугах.
20
Агентство не увидит в ЕРИР креативы, заведённые в рекламном кабинете, потому что креативы принадлежат клиенту и показываются только ему в ЕРИР.

Подведём итоги

Мы рассмотрели основные моменты по работе с маркировкой интернет-рекламы и передаче данных в ОРД и ЕРИР, а также разобрали популярные кейсы. Актуальные вопросы разбираем в отдельной статье.
Фоновое изображениеФоновое изображение

Узнайте больше об ОРД VK

Получайте токены для креативов и передавайте информацию о кампаниях в Единый реестр интернет-рекламы.

Перейти
Перейти в ОРД VK

Полезные материалы по теме