Что такое потребительский спрос и как он формируется
20.09.2024Как устроен рынок e-commerce
18 сентября 202410 минут
Сегодня выбор товара или услуги, их заказ и оплата доступны почти с любого смартфона в несколько кликов. Такой процесс составляет суть e-commerce. В этой статье мы расскажем, какая сделка относится к категории e-commerce, рассмотрим виды электронной коммерции и обсудим, как начать собственное дело в этой сфере.
Что такое e-commerce
E-commerce — это электронная коммерция или, говоря проще, электронная торговля. Пользователи делают покупки и заказывают услуги через компьютеры, смартфоны, смарт-часы или другие гаджеты.
В e-commerce входят процессы купли-продажи, а также управление поставками и складскими запасами, интернет-маркетинг, электронный обмен данными, финансовые операции и другое.
Виды электронной коммерции
Участниками электронной торговли могут быть: компания (business), потребитель (consumer), государство (government) или гражданин (citizen). Модели e-commerce складываются из особенностей взаимодействия этих субъектов между собой.
К основным относят следующие виды электронной коммерции:
- B2C (Business-to-Consumer). Самая распространённая модель электронного предпринимательства. Компания предлагает услуги или товары, покупатель приобретает их на онлайн-площадке.
- B2B (Business-to-Business). В этом случае электронные торговля и обмен данными происходит между двумя компаниями.
- B2G (Business-to-Government). Эта модель описывает сотрудничество между бизнесом и правительством, в основном через систему конкурсов и тендеров.
- C2B (Consumer-to-Business). Потребитель как физическое лицо также может оказывать услуги для бизнеса. Сюда можно отнести, например, фриланс.
- C2C (Consumer-to-Consumer). Подразумевает обмен между частными лицами, которые не являются предпринимателями. Под эту модель подходит большой спектр услуг, которыми мы пользуемся повседневно: сервисы по ремонту, репетиторы, косметические услуги.
- C2G (Consumer-to-Government). Модель можно рассматривать как способ экономического взаимодействия потребителя с государством. К этой категории можно отнести уплату налогов.
- G2B (Government-to-Business). Правительство может оказывать компаниям услуги, необходимые для ведения бизнеса.
- G2C (Government-to-Citizen). Цифровизация сервисов госуслуг и коммуникация с гражданами.
По мере развития и усложнения сферы рождаются новые виды электронной коммерции. Например:
- B2P (Business-to-Partners). Взаимодействие между компанией и её филиалами, партнёрами, совместными предприятиями.
- B2B2C (Business-to-Business-to-Customer). Цепочка, в которой товар доходит до покупателя через посредника.
- B2E (Business-to-Employee). Отношения между компанией и её сотрудниками.
- E2E (Exchange-to-Exchange). Объединение бирж для проведения электронных финансовых и валютных операций.
Принцип работы
Рассмотрим, как работает электронный бизнес на примере B2C — оформления заказа в интернет-магазине.
Алгоритм действий при покупке в интернет-магазине:
- Потенциальный клиент заходит на сайт продавца, изучает ассортимент и делает заказ. Устройство, на котором открыт сайт в браузере, обращается к серверу интернет-магазина.
- Получив заказ от пользователя, сервер направляет заявку менеджеру по работе с заказами для её последующей обработки.
- Менеджер должен убедиться в наличии товара на складе. Если товара нет — клиента уведомляют о времени ожидания.
- После подтверждения заказа должна пройти его оплата. Клиента перенаправляют в систему платежей.
- Система может разрешить либо отклонить транзакцию (в случае, если со счётом покупателя возникла проблема). После оплаты менеджер подтверждает сделку, на сервер приходит уведомление.
- По заявке формируют заказ на складе. После того как заказ полностью сформирован, он передаётся в логистический отдел, а затем его отправляют по адресу клиента.
- Как только заказ покидает склад, покупателя уведомляют по email, в SMS-сообщении, в личном кабинете или другим способом. По прибытии товара в пункт назначения обычно также приходит уведомление.
Принципы работы других сервисов e-commerce существенно не отличаются. Но предлагаемый продукт не всегда имеет физическое выражение. К примеру, клиент может покупать обучающий курс онлайн, в этом случае логистика не нужна. Вместо доставки клиенту будет обеспечен доступ к программам и материалам курса.
Сферы применения
В сфере e-commerce работают интернет-маркетплейсы, ритейл, онлайн-аукционы, агрегаторы для бронирования авиабилетов и отелей, издательства, стриминговые, финансовые сервисы, интернет-маркетинг и реклама.
Пользователю в e-commerce могут предлагать не только физические товары, но также:
- цифровые продукты и интеллектуальную собственность (фильмы, музыка, аудиокниги, программное обеспечение, подписки на контент);
- цифровые услуги (аренда доменов или облачных хранилищ, платформы для онлайн-обучения и видеосвязи);
- профессиональные услуги (обучение, ремонт, перевод и написание текстов);
- финансовые услуги (проведение платежей и транзакций);
- курьерские услуги и грузоперевозки;
- страховые и юридические услуги.
Элементы e-commerce могут использоваться в производственных цепочках для оптимизации и автоматизации на различных этапах.
Преимущества и недостатки
Электронная торговля даёт большие возможности всем участникам процесса, но вместе с тем несёт и риски.
Преимущества электронной коммерции:
- Уменьшение затрат на запуск бизнеса, так как большинство процессов автоматизированы и не требуют аренды помещения или найма большого штата.
- Динамичный рост рынка с ростом цифровизации. Пользователи привыкли к покупкам в интернете, и всё чаще услуги и товары ищут именно онлайн.
- Обширная география и большой охват целевой аудитории.
- Исключение посредников из цепочек благодаря электронным средствам коммуникации.
- Аналитика и отслеживание в режиме реального времени, возможность быстрее адаптироваться и скорректировать стратегию.
Недостатки электронной коммерции:
- Зависимость от технологий и качества интернет-соединения.
- Риски, связанные с кибербезопасностью и защитой персональных данных.
- Особенности законодательного регулирования электронной коммерции и налогообложения.
- Специфика работы с платёжными онлайн-системами.
- Нарушения прав интеллектуальной собственности.
Как начать бизнес в этой сфере
Любой бизнес начинается с идеи и ниши — того, что обеспечит вам уникальность, конкурентоспособность и клиентов.
Затем нужно выбрать торговую площадку, на которой будут представлены ваши товары или услуги. Такой площадкой могут стать:
- онлайн-маркетплейсы;
- социальные сети (например, продавать товары и услуги можно через сообщества ВКонтакте);
- агрегаторы объявлений;
- сайт компании или лендинг.
Затем нужно помочь встретиться вашему клиенту и вашему товару. Часто первая встреча с брендом или продуктом может происходить через посадочную страницу. Она должна быть привлекающей внимание и при этом функциональной. Навигация должна быть понятной, интерфейс — интуитивным, а ссылки — рабочими.
Управлять продвижением в сети можно через рекламные платформы. Например, с рекламным кабинетом VK Рекламы можно продвигать сайты, сообщества, приложения и каталоги, помогая большему числу пользователей узнать о вашем товаре и сформировать спрос на него.
Примеры
Wildberries
Российский онлайн-ритейлер. Основные категории товаров, которые можно приобрести на Wildberries — одежда, обувь и аксессуары, косметика, техника, электроника, бытовые и детские товары.
Ozon
Универсальный интернет-магазин, который продаёт и доставляет товары разных категорий как в России, так и за её пределами. У Ozon обширная сеть пунктов самовывоза и постаматов по всей стране. В работе маркетплейса применяются технологии искусственного интеллекта (AI) и элементы машинного обучения.
ВКонтакте
Крупнейшая социальная сеть в России предлагает возможности для развития малого и среднего бизнеса, осуществляет продажи в сфере В2С и В2В. На площадке можно продавать товары и услуги, создавать и продвигать каталога товаров, создавать интернет-магазины.
Самокат
Первый российский сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома. Сервис располагает самой большой в Европе сетью дарксторов, имея при этом продукцию и своего производства.
Юла
Покупатель и продавец взаимодействуют через электронную систему объявлений. Площадка подходит для продажи товаров и услуг физическими лицами, а также малому бизнесу. Сервис предлагает собственные инструменты продвижения.
Будущее электронной торговли
Цифровизация сильно влияет на развитие мировой экономики. Доступ к изобилию товаров через сайт или мобильное приложение принципиально поменял торговые отношения. Также на активное развитие этого сектора экономики оказала пандемия — рынок электронной коммерции существенно вырос.
Технологический прогресс сильно влияет на e-commerce. Электронная торговля и реклама становятся более персонализированными. Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения помогают лучше понимать запросы, интересы, потребности и продуктовые предпочтения пользователей. За счёт этого покупатели более охотно идут в интернет и наращивают обороты покупок.
Также среди глобальных трендов e-commerce можно отметить:
- экологичное и осознанное потребление;
- омниканальное обслуживание клиентов (бренд взаимодействует с покупателем через разные каналы);
- внедрение технологий дополненной реальности (например, виртуальная примерка упрощает выбор товаров).
Подведём итоги
- E-commerce — это электронная торговля и сопутствующие ей бизнес-процессы: финансовые операции, управление складом, логистика, интернет-маркетинг.
- Видов электронной коммерции несколько, наиболее распространённые — В2С и В2В (бизнеса для потребителя или бизнес для бизнеса).
- Осуществлять электронную торговлю можно через сайт и маркетплейсы, социальные сети, классифайды.
- Преимущества электронной коммерции: низкий порог входа для бизнеса, большие охваты и география, широкие возможности для продвижения, аналитики и развития.
- Основные ограничения e-commerce: высокая конкуренция, вопросы безопасности, полная зависимость от качества технологий и интернет-соединения.
- Чтобы начать электронную торговлю, необходимо выбрать нишу и площадку для продаж, найти поставщиков и решить вопросы доставки, оформить сайт или сообщество в социальной сети, запустить рекламу.