Как устроен рынок e-commerce

18 сентября 202410 минут

Сегодня выбор товара или услуги, их заказ и оплата доступны почти с любого смартфона в несколько кликов. Такой процесс составляет суть e-commerce. В этой статье мы расскажем, какая сделка относится к категории e-commerce, рассмотрим виды электронной коммерции и обсудим, как начать собственное дело в этой сфере.

Что такое e-commerce

E-commerce — это электронная коммерция или, говоря проще, электронная торговля. Пользователи делают покупки и заказывают услуги через компьютеры, смартфоны, смарт-часы или другие гаджеты.
В e-commerce входят процессы купли-продажи, а также управление поставками и складскими запасами, интернет-маркетинг, электронный обмен данными, финансовые операции и другое.

Виды электронной коммерции

Участниками электронной торговли могут быть: компания (business), потребитель (consumer), государство (government) или гражданин (citizen). Модели e-commerce складываются из особенностей взаимодействия этих субъектов между собой.
К основным относят следующие виды электронной коммерции:
  1. B2C (Business-to-Consumer). Самая распространённая модель электронного предпринимательства. Компания предлагает услуги или товары, покупатель приобретает их на онлайн-площадке.
  2. B2B (Business-to-Business). В этом случае электронные торговля и обмен данными происходит между двумя компаниями.
  3. B2G (Business-to-Government). Эта модель описывает сотрудничество между бизнесом и правительством, в основном через систему конкурсов и тендеров.
  4. C2B (Consumer-to-Business). Потребитель как физическое лицо также может оказывать услуги для бизнеса. Сюда можно отнести, например, фриланс.
  5. C2C (Consumer-to-Consumer). Подразумевает обмен между частными лицами, которые не являются предпринимателями. Под эту модель подходит большой спектр услуг, которыми мы пользуемся повседневно: сервисы по ремонту, репетиторы, косметические услуги.
  6. C2G (Consumer-to-Government). Модель можно рассматривать как способ экономического взаимодействия потребителя с государством. К этой категории можно отнести уплату налогов.
  7. G2B (Government-to-Business). Правительство может оказывать компаниям услуги, необходимые для ведения бизнеса.
  8. G2C (Government-to-Citizen). Цифровизация сервисов госуслуг и коммуникация с гражданами.
По мере развития и усложнения сферы рождаются новые виды электронной коммерции. Например:
  • B2P (Business-to-Partners). Взаимодействие между компанией и её филиалами, партнёрами, совместными предприятиями.
  • B2B2C (Business-to-Business-to-Customer). Цепочка, в которой товар доходит до покупателя через посредника.
  • B2E (Business-to-Employee). Отношения между компанией и её сотрудниками.
  • E2E (Exchange-to-Exchange). Объединение бирж для проведения электронных финансовых и валютных операций.

Принцип работы

Рассмотрим, как работает электронный бизнес на примере B2C — оформления заказа в интернет-магазине.
Схемка_для_статьи_Как_устроен_рынок_e_commerce
Алгоритм действий при покупке в интернет-магазине:
  1. Потенциальный клиент заходит на сайт продавца, изучает ассортимент и делает заказ. Устройство, на котором открыт сайт в браузере, обращается к серверу интернет-магазина.
  2. Получив заказ от пользователя, сервер направляет заявку менеджеру по работе с заказами для её последующей обработки.
  3. Менеджер должен убедиться в наличии товара на складе. Если товара нет — клиента уведомляют о времени ожидания.
  4. После подтверждения заказа должна пройти его оплата. Клиента перенаправляют в систему платежей.
  5. Система может разрешить либо отклонить транзакцию (в случае, если со счётом покупателя возникла проблема). После оплаты менеджер подтверждает сделку, на сервер приходит уведомление.
  6. По заявке формируют заказ на складе. После того как заказ полностью сформирован, он передаётся в логистический отдел, а затем его отправляют по адресу клиента.
  7. Как только заказ покидает склад, покупателя уведомляют по email, в SMS-сообщении, в личном кабинете или другим способом. По прибытии товара в пункт назначения обычно также приходит уведомление.
Принципы работы других сервисов e-commerce существенно не отличаются. Но предлагаемый продукт не всегда имеет физическое выражение. К примеру, клиент может покупать обучающий курс онлайн, в этом случае логистика не нужна. Вместо доставки клиенту будет обеспечен доступ к программам и материалам курса.

Сферы применения

В сфере e-commerce работают интернет-маркетплейсы, ритейл, онлайн-аукционы, агрегаторы для бронирования авиабилетов и отелей, издательства, стриминговые, финансовые сервисы, интернет-маркетинг и реклама.
Пользователю в e-commerce могут предлагать не только физические товары, но также:
  • цифровые продукты и интеллектуальную собственность (фильмы, музыка, аудиокниги, программное обеспечение, подписки на контент);
  • цифровые услуги (аренда доменов или облачных хранилищ, платформы для онлайн-обучения и видеосвязи);
  • профессиональные услуги (обучение, ремонт, перевод и написание текстов);
  • финансовые услуги (проведение платежей и транзакций);
  • курьерские услуги и грузоперевозки;
  • страховые и юридические услуги.
Элементы e-commerce могут использоваться в производственных цепочках для оптимизации и автоматизации на различных этапах.

Преимущества и недостатки

Электронная торговля даёт большие возможности всем участникам процесса, но вместе с тем несёт и риски.
Преимущества электронной коммерции:
  1. Уменьшение затрат на запуск бизнеса, так как большинство процессов автоматизированы и не требуют аренды помещения или найма большого штата.
  2. Динамичный рост рынка с ростом цифровизации. Пользователи привыкли к покупкам в интернете, и всё чаще услуги и товары ищут именно онлайн.
  3. Обширная география и большой охват целевой аудитории.
  4. Исключение посредников из цепочек благодаря электронным средствам коммуникации.
  5. Аналитика и отслеживание в режиме реального времени, возможность быстрее адаптироваться и скорректировать стратегию.
Недостатки электронной коммерции:
  1. Зависимость от технологий и качества интернет-соединения.
  2. Риски, связанные с кибербезопасностью и защитой персональных данных.
  3. Особенности законодательного регулирования электронной коммерции и налогообложения.
  4. Специфика работы с платёжными онлайн-системами.
  5. Нарушения прав интеллектуальной собственности.

Как начать бизнес в этой сфере

Любой бизнес начинается с идеи и ниши — того, что обеспечит вам уникальность, конкурентоспособность и клиентов.
Затем нужно выбрать торговую площадку, на которой будут представлены ваши товары или услуги. Такой площадкой могут стать:
  • онлайн-маркетплейсы;
  • социальные сети (например, продавать товары и услуги можно через сообщества ВКонтакте);
  • агрегаторы объявлений;
  • сайт компании или лендинг.
Затем нужно помочь встретиться вашему клиенту и вашему товару. Часто первая встреча с брендом или продуктом может происходить через посадочную страницу. Она должна быть привлекающей внимание и при этом функциональной. Навигация должна быть понятной, интерфейс — интуитивным, а ссылки — рабочими.
Управлять продвижением в сети можно через рекламные платформы. Например, с рекламным кабинетом VK Рекламы можно продвигать сайты, сообщества, приложения и каталоги, помогая большему числу пользователей узнать о вашем товаре и сформировать спрос на него.

Примеры

Wildberries

Российский онлайн-ритейлер. Основные категории товаров, которые можно приобрести на Wildberries — одежда, обувь и аксессуары, косметика, техника, электроника, бытовые и детские товары.

Ozon

Универсальный интернет-магазин, который продаёт и доставляет товары разных категорий как в России, так и за её пределами. У Ozon обширная сеть пунктов самовывоза и постаматов по всей стране. В работе маркетплейса применяются технологии искусственного интеллекта (AI) и элементы машинного обучения.

ВКонтакте

Крупнейшая социальная сеть в России предлагает возможности для развития малого и среднего бизнеса, осуществляет продажи в сфере В2С и В2В. На площадке можно продавать товары и услуги, создавать и продвигать каталога товаров, создавать интернет-магазины.

Самокат

Первый российский сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома. Сервис располагает самой большой в Европе сетью дарксторов, имея при этом продукцию и своего производства.

Юла

Покупатель и продавец взаимодействуют через электронную систему объявлений. Площадка подходит для продажи товаров и услуг физическими лицами, а также малому бизнесу. Сервис предлагает собственные инструменты продвижения.
1

Будущее электронной торговли

Цифровизация сильно влияет на развитие мировой экономики. Доступ к изобилию товаров через сайт или мобильное приложение принципиально поменял торговые отношения. Также на активное развитие этого сектора экономики оказала пандемия — рынок электронной коммерции существенно вырос.
Технологический прогресс сильно влияет на e-commerce. Электронная торговля и реклама становятся более персонализированными. Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения помогают лучше понимать запросы, интересы, потребности и продуктовые предпочтения пользователей. За счёт этого покупатели более охотно идут в интернет и наращивают обороты покупок.
Также среди глобальных трендов e-commerce можно отметить:
  • экологичное и осознанное потребление;
  • омниканальное обслуживание клиентов (бренд взаимодействует с покупателем через разные каналы);
  • внедрение технологий дополненной реальности (например, виртуальная примерка упрощает выбор товаров).

Подведём итоги

  • E-commerce — это электронная торговля и сопутствующие ей бизнес-процессы: финансовые операции, управление складом, логистика, интернет-маркетинг.
  • Видов электронной коммерции несколько, наиболее распространённые — В2С и В2В (бизнеса для потребителя или бизнес для бизнеса).
  • Осуществлять электронную торговлю можно через сайт и маркетплейсы, социальные сети, классифайды.
  • Преимущества электронной коммерции: низкий порог входа для бизнеса, большие охваты и география, широкие возможности для продвижения, аналитики и развития.
  • Основные ограничения e-commerce: высокая конкуренция, вопросы безопасности, полная зависимость от качества технологий и интернет-соединения.
  • Чтобы начать электронную торговлю, необходимо выбрать нишу и площадку для продаж, найти поставщиков и решить вопросы доставки, оформить сайт или сообщество в социальной сети, запустить рекламу.
Фоновое изображениеФоновое изображение

Узнайте больше о рынке e-commerce

Посмотрите видео «Как рекламировать e-commerce площадки».

Перейти
Видео «Как рекламировать e-commerce площадки»

Полезные материалы по теме